Освящение храма

Освящение храма
   обряд, которому подлежат все вновь построенные или оскверненные храмы (оскверненным считается храм, в котором произошло убийство человека или который использовался в качестве помещения для иных целей, помимо православного служения Богу, а также храмы с ранее поврежденным или перенесенным на другое место престолом. Право на освящение принадлежит архиерею. По благословению архиерея храм может быть освящен также священником при наличии освященного заранее архиереем антиминса.
   В чинопоследовании освящения храма имеются элементы, сближающие его с Таинствами Крещения, Миропомазания, Брака и Священства. Накануне освящения полагается всенощное бдение, во время которого священнослужители находятся только в средней части храма перед иконостасом, где ставится стол со священными предметами, необходимыми для нового храма. В день освящения сначала совершается молебен с водосвятием, затем архиерей и священнослужители надевают поверх священнических облачений запон. Если присутствует архиерей, то читаются архиерейские молитвы на освящение, в алтарь переносится стол со священными предметами. Затворяются Царские врата и начинается утверждение престола. На деревянное основание прибивается четырьмя гвоздями верхняя часть престола. После утверждения открываются Царские врата, совершается коленопреклоненная молитва о ниспослании Святого Духа на созданный храм. Затем совершается освящение престола. На него возливается трижды вода со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь» (это связывается с Таинством Крещения), престол вытирается. Затем крестообразно возливаются смешанные вино и «родостамна» (вода с добавками ароматических веществ), символизирующие кровь, пролитую Христом на Кресте, и воду, истекшую из Его ребра (на престоле должна будет возобновляться Голгофская жертва). Затем престол вытирается насухо губкой, совершается помазание его святым миром. Если освящается антиминс, то то же самое проделывается и с ним. После этого следует облачение престола. На него надевается нижняя одежда, называемая «катасаркой» (греч. – «приполотие», т.е. ближайшая к телу одежда), или «срачицей» (сорочкой), затем престол обвязывается вервием (веревкой) и покрывается праздничной одеждой, называемой «индитией» (греч. – «одежда»).
   Затем украшается жертвенник, но, т.к. на нем будет происходить лишь приготовление к Таинству Евхаристии, он не освящается подобно престолу, а лишь его одежды окропляются святой водой.
   Затем снимаются запоны, открываются Царские врата и начинается освящение храма. Совершается крестный ход внутри храма, во время которого стены окропляются святой водой и помазываются святым миром. Архиерей возжигает первый свет в алтаре на горнем месте, от него зажигаются свечи по всему храму, архиерей берет на голову дискос со святыми мощами, лежавший до этого перед образом Спасителя, и совершается крестный ход вокруг храма (или, если мощи находятся в соседнем храме, крестный ход совершается сначала за ними, а затем – вокруг нового храма). Если служба совершается без архиерея, то предстоятель берет лежавший до этого перед образом Спасителя на дискосе антиминс, кладет его на голову и совершает крестный ход с ним. При этом поются тропари «Святии мученицы...» и «Слава Тебе, Христе Боже...», которые звучат также во время обхождения вокруг престола при совершении Таинства Священства и во время обхождения вокруг аналоя при совершении Таинства Брака. Затем, придя к западным вратам храма, певцы входят внутрь и затворяют двери. Архиерей или, при совершении чина освящения без архиерея, предстоятель возглашает: «Возмите, врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певчие спрашивают: «Кто есть Сей Царь Славы?» Вопрос и ответ повторяются, потом архиерей или предстоятель читает молитву, в которой просит Бога призреть на освящаемый храм и утвердить его «непоколебимым до скончания века» для приношения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице, затем про себя читает молитву входа, в которой просит, чтобы вместе с входом священнослужителей вошли в храм и Ангелы. После этого отвечает на ранее заданный вопрос хора: «Господь Сил, Той есть Царь Славы!», и все входят в храм. Архиерей идет в алтарь, часть святых мощей полагается в антиминс. При службе без архиерея предстоятель идет в алтарь и кладет на престол антиминс. Затем на антиминс кладется Святое Евангелие и совершается коленопреклоненная молитва, храм осеняется с четырех сторон троекратно крестом, и все прикладываются к кресту. После этого совершаются часы и Божественная литургия.

Православие. Словарь-справочник . 2014.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Освящение храма" в других словарях:

  • Освящение храма — Освящение храма, в христианской церкви обряд освящения здания (помещения), являющийся необходимым условием возможности проведения в нём богослужений Божественной литургии. Правила освящения восходят к V веку, когда они были рассмотрены на IV… …   Википедия

  • ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА (ТРИПТИХ) — «ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА (ТРИПТИХ)», Россия, КРАУН/ЛЕНФИЛЬМ/ВЕКТОР, 1992 1994, цв., 90 мин. Притча. Реальная история о судьбе солдат, служивших на Новой Земле, на ядерном полигоне. Фильм состоит из трех частей: «Солдаты призраки», «Свидание в театре… …   Энциклопедия кино

  • Освящение храма — в правосл. церкви совершается архиереем, или же он посылает только освященный антиминс (см.), а О. храма поручает совершить лицу пресвитерского достоинства. Самый обряд О. совершается главн. образом над престолом, как важнейшей принадлежностью… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Освящение храма — – обряд христианской церкви. Обыкновенно О. совершает архиерей и если отсутствует, то присылает антиминс, а О. производится кем нибудь из пресвитеров. О. состоит в устроении важнейшей части храма – престола. Для этого священнослужители… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • ВЕЛИКОЕ ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА — см. Освящение храма …   Православная энциклопедия

  • ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА (ТРИПТИХ) —   1992 1994, 90 мин., цв., «Вектор», «Ленфильм», «Краун». жанр: философская притча.   реж. Юрий Русак, сцен. Федор Ярцев, опер. Валерий Гибнер, Валерий Степанов, комп. Александр Гребаус, Сергей Рахманинов.   В ролях: Юрий Виролайнен, Елена… …   Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

  • Освящение — обряд, которым люди или вещи отделяются для святых целей (посвящаются на служение Богу). Обряд освящения в христианстве восходит к ветхозаветным временам: Освящение скинии происходило через помазание миром и принесение предписанных жертв.… …   Википедия

  • Освящение — обряд, которым люди или вещи посвящаются для святых целей. Так, например, освятились Аарон и сыновья его омовением, одеванием, помазанием елеем и кровью, равно и скиния с ее принадлежностями (Исх. 29; 40:9 и дал.; Лев. 8). Как освящались левиты… …   Словарь библейских имен

  • Освящение (посвящение) церквей —  ♦ (ENG consectation (dedication) of churches)    богослужение в честь новой церкви или церковного здания, поскольку оно предназначено для совершения церковных служб. Ритуал уходит корнями в освящение Храма царем Соломоном (3 Цар. 8:63) …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Освящение, освящать — Освящение, освящать, обряд, которым люди или вещи отделяются для святых целей (посвящаются на служение Богу). О. скинии происходило через помазание миром (Исх 30:26 28; Лев 8:10 и след.) и принесение предписанных жертв (Исх 40:29). О. жертвенника …   Библейская энциклопедия Брокгауза


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»