Русская Православная Церковь

Русская Православная Церковь
   одна из Поместных Церквей Вселенской Церкви. Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, святой апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой – Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью свв. равноапп. братьев Кирилла и Мефодия, апостолов и просветителей славян. В 954 г. приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа – крещение князя Владимира и в 988 г. Крещение Руси.
   Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским патриархом из греков, но в 1051 г. на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.
   С ХI в. на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 г. прп. Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси.
   В период феодальной раздробленности Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси – залога будущей победы над поработителями.
   Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Свт. митрополит Алексий (1354-1378) воспитал св. блгв. кн. Димитрия Донского. Он, как позднее и свт. митрополит Иона, силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви Русской прп. Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг – Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.
   Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 г., незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского патриархата. Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 г., получил титул Митрополита Московского и всея Руси.
   В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 г. Московский митрополит Иов стал первым русским патриархом.
   Начало ХVIII в. ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 г. патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового предстоятеля Церкви, а в 1721 г. учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет.
   В Синодальный период своей истории (1721-1917 гг.) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны. ХIХ век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, прп. Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь. В начале ХХ в. началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции – в 1917 г. Крупнейшим его деянием было восстановление патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси. Для большевиков, пришедших к власти в 1917 г., Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.
   К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.
   Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества – она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.
   Празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 г. ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало новый импульс церковно-государственным отношениям, заставило власть предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации. Однако последствия гонений оказались весьма и весьма тяжкими. Предстояло не только восстановить из руин тысячи храмов и сотни монастырей, но и возродить традиции образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского, церковно-общественного служения.
   Возглавить церковное возрождение в этих непростых условиях было суждено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, который был избран Поместным Собором Русской Православной Церкви на Первосвятительскую кафедру. 10 июня 1990 г. состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Под его первосвятительским омофором Русская Православная Церковь подъяла тяжелейшие труды по воссозданию утраченного за годы гонений. Своеобразными вехами на этом нелегком пути стали Архиерейские Соборы Русской Православной Церкви, на которых свободно обсуждались актуальные проблемы церковного возрождения, принимались решения по каноническим, дисциплинарным и вероучительным вопросам.
   Юбилейный Архиерейский Собор 13-16 августа 2000 г. стал уникальным явлением в жизни Русской Православной Церкви по числу и значимости принятых им решений. По докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, было принято решение о прославлении для общецерковного почитания в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX в., поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. Собор рассмотрел материалы о 814 подвижниках, чьи имена известны, и о 46 подвижниках, имена которых установить не удалось, но о которых достоверно известно, что они пострадали за веру Христову. В Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания были также включены имена 230 ранее прославленных местночтимых святых. Рассмотрев вопрос о канонизации царской семьи, члены Собора приняли решение о прославлении императора Николая II, императрицы Александры и чад их: Алексия, Ольги, Татианы, Марии и Анастасии как страстотерпцев в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Собор принял решение об общецерковном прославлении подвижников веры и благочестия других времен, подвиг веры которых был иной, чем у новомучеников и исповедников.
   Особое значение имеет принятие Собором «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Этот документ, подготовленный Синодальной рабочей группой под руководством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и явившийся первым документом такого рода в православном мире, излагает базовые положения учения Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами. Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах. Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру управления. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.
   Священный Синод является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.
   Святейший Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви. Он имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем. Патриарх избирается Поместным Собором из архиереев Русской Православной Церкви не моложе 40 лет, пользующихся доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа, обладающих высшим богословским образованием и достаточным опытом епархиального управления, отличающихся приверженностью к каноническому правопорядку, имеющих «доброе свидетельство от внешних» (см. 1 Тим. 3, 7). Сан патриарха является пожизненным.
   Исполнительными органами патриарха и Священного Синода являются Синодальные учреждения. К числу Синодальных учреждений относятся Отдел внешних церковных связей, Издательский совет, Учебный комитет, Отдел катехизации и религиозного образования, Отдел благотворительности и социального служения, Миссионерский отдел, Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и Отдел по делам молодежи. В Московскую Патриархию на правах Синодального учреждения входит Управление делами. В ведении каждого из Синодальных учреждений находится круг общецерковных дел, входящий в сферу его компетенции. Русская Православная Церковь разделяется на епархии – местные церкви, возглавляемые архиереем и объединяющие епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, духовные образовательные учреждения, братства или сестричества и миссии. Епархии Русской Православной Церкви могут быть объединены в экзархаты. В основу такого объединения полагается национально-региональный принцип. Решения о создании или роспуске экзархатов, а также об их наименовании и территориальных границах принимаются Архиерейским Собором. В настоящее время в Русской Православной Церкви имеется Белорусский экзархат, находящийся на территории Республики Беларусь.
   В состав Московского Патриархата входят автономные и самоуправляемые Церкви. Их создание и определение границ входит в компетенцию Поместного или Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Самоуправляемые Церкви осуществляют свою деятельность на основе и в пределах, предоставляемых Патриаршим Томосом, издаваемым в соответствии с решениями Поместного или Архиерейского Собора. В настоящее время самоуправляемыми являются: Латвийская Православная Церковь, Православная Церковь Молдовы, Эстонская Православная Церковь. Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. Японская Автономная Православная Церковь и Китайская Автономная Православная Церковь независимы и свободны в делах своего внутреннего управления и связаны с полнотой Вселенского Православия через Русскую Православную Церковь.

Православие. Словарь-справочник . 2014.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Русская Православная Церковь" в других словарях:

  • РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, самая крупная из ныне существующих автокефальных поместных православных церквей. Образовалась в конце 10 в. (см. КРЕЩЕНИЕ РУСИ). Возглавляли митрополиты, подчинявшиеся Константинопольскому патриарху; пребывали в… …   Русская история

  • Русская православная церковь — самая крупная из православных церквей. Основана в кон. 10 в. Возглавляли митрополиты, подчинявшиеся Константинопольскому патриарху; пребывали в Киеве, с кон. 13 в. во Владимире, с 1328 в Москве. С 1448 автокефальная церковь. Патриаршество… …   Политология. Словарь.

  • РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, самая крупная из автокефальных православных церквей. Основана в конце 10 в. Во главе митрополиты, подчинявшиеся Константинопольскому патриарху; пребывали в Киеве, с конца 13 в. во Владимире, с 1328 в Москве. С 1448… …   Современная энциклопедия

  • РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — самая крупная из православных церквей. Основана в кон. 10 в. Возглавляли митрополиты, подчинявшиеся Константинопольскому патриарху; пребывали в Киеве, с кон. 13 в. во Владимире, с 1328 в Москве. С 1448 автокефальная. Патриаршество учреждено в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Русская православная церковь — РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, самая крупная из автокефальных православных церквей. Основана в конце 10 в. Во главе митрополиты, подчинявшиеся Константинопольскому патриарху; пребывали в Киеве, с конца 13 в. во Владимире, с 1328 в Москве. С 1448… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Русская православная церковь — Запрос «РПЦ» перенаправляется сюда; о других значениях см. РПЦ (значения). Русская Православная Церковь …   Википедия

  • Русская Православная Церковь — Данная статья о современной Русской Православной Церкви (Московском Патриархате). Запрос «РПЦ» перенаправляется сюда. Для других расшифровок см. РПЦ (значения) Вид на резиденцию Святейшего Патриарха и Священного Синода. Данилов монастырь, Москва …   Википедия

  • Русская Православная церковь — Данная статья о современной Русской Православной Церкви (Московском Патриархате). Запрос «РПЦ» перенаправляется сюда. Для других расшифровок см. РПЦ (значения) Вид на резиденцию Святейшего Патриарха и Священного Синода. Данилов монастырь, Москва …   Википедия

  • Русская православная церковь — самая крупная из ныне существующих автокефальных поместных православных церквей. Образована в конце X в. (см. Крещение Руси). Возглавлялась митрополитами, подчинявшимися патриарху Константинопольскому; резиденция в Киеве, с 1299 во Владимире, с… …   Энциклопедический словарь

  • РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — Принципы православного образования. Христианская образовательная традиция глубоко пронизана пед. началом. Новый Завет, творения отцов Церкви, богатейшее духовное наследие христ. мыслителей полны глубочайшей мудрости, относящейся к образованию,… …   Российская педагогическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»