- Юродивые
- подвижники Православной Церкви, принимавшие на себя подвиг юродства, т.е. внешнего, кажущегося безумия. Основанием для подвига юродства послужили слова апостола Павла из первого Послания к Коринфянам: Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия (1 Кор. 1, 18), ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор. 1, 21), а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Кор. 1, 23), если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, то будь безумным, чтобы быть мудрым (1 Кор. 3, 18). Юродивые отказывались ради Христа не только от всех благ и удобств земной жизни, но также часто и от общепринятых норм поведения в обществе. Зимой и летом они ходили босиком, а многие и вообще без одежды. Нарушали часто юродивые и требования морали, если смотреть на нее как на выполнение определенных этических норм. Многие из юродивых, обладая даром прозорливости, принимали подвиг юродства из чувства глубоко развитого смирения, чтобы люди приписывали их прозорливость не им, а Богу. Поэтому они часто говорили, употребляя внешне бессвязную форму, намеками, иносказаниями. Другие юродствовали, чтобы потерпеть унижения и бесславия ради Царства Небесного. Были и такие юродивые, которые не принимали на себя подвига юродства, а действительно производили впечатление слабоумных благодаря своей оставшейся на всю жизнь детскости.Если объединить мотивы, побуждавшие подвижников принимать на себя подвиг юродства, то можно выделить три основных момента: попрание тщеславия, весьма возможного при совершении монашеского аскетического подвига; подчеркивание противоречия между истиной во Христе и так называемым здравым смыслом и нормами поведения; служение Христу в своеобразной проповеди не словом или делом, а силой духа, облеченной во внешне убогую форму.Подвиг юродства – специфически православный. Католический и протестантский Запад не знает подобной формы подвижничества.Юродивые по большей части были мирянами, но можно назвать и несколько юродивых – монахов. Среди них св. Исидора, первая по времени юродивая (ум. 365), инокиня Тавенского монастыря; св. Симеон, прп. Фома. Наибольшую известность из юродивых получил св. Андрей. С его именем связан праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Особенно распространено и почитаемо народом было юродство Христа ради на Руси. Его расцвет падает на XVI столетие: в XIV в. – четыре почитаемых русских юродивых, в XV в. – одиннадцать, в XVI в. – четырнадцать, в XVII в. – семь.Подвиг юродства – один из тяжелейших подвигов, который принимали на себя во имя Христа отдельные лица ради спасения своей души и служения ближним с целью их нравственного пробуждения.В Киевской Руси еще не было подвига юродства Христа ради как такового. Хотя отдельные святые в известном смысле и юродствовали какое-то определенное время, но это скорее был аскетизм, принимавший по временам формы, очень сходные с юродством. Первым юродивым в полном смысле этого слова был на Руси Прокопий Устюжский (ум. 1302). Прокопий, согласно житию, смолоду был богатым купцом «от западных стран, от латинска языка, от немецкой земли». В Новгороде он пленился красотой православного богослужения. Приняв Православие, он раздает бедным свое имение, «приемлет юродственное Христа ради житие и в буйство преложися». Когда его начали ублажать в Новгороде, он ушел из Новгорода, направился «в восточные страны», шел по городам и селам, непроходимым лесам и болотам, принимал благодаря своему юродству побои и оскорбления, но молился за своих обидчиков. Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, избрал для своего жительства город Устюг. Жизнь он вел настолько суровую, что с ней не могли сравниться предельно аскетичные монашеские подвиги. Юродивый спал под открытым небом «на гноище» нагой, впоследствии на паперти соборной церкви, молился по ночам о полезном «граду и людем». Питался он, получая от людей до невероятности ограниченное количество пищи, но никогда не брал ничего у богатых. То, что первый русский юродивый прибыл в Устюг из Новгорода, не случайно: Новгород был поистине родиной русского юродства. Все известные русские юродивые XIV в. связаны, так или иначе, с Новгородом. Здесь «буйствовали» в XIV в. юродивые Николай (Кочанов) и Федор. Они устраивали между собой показные драки, причем ни у кого из зрителей не возникало сомнения, что они пародируют кровавые столкновения Новгородских партий. Никола жил на Софийской стороне, а Федор на Торговой. Они переругивались и кидались друг в друга через Волхов, например, кочанами капусты. Когда кто-нибудь из них пытался перейти реку по мосту, другой гнал его назад, крича: «Не ходи на мою сторону, живи на своей». Предание прибавляет, что после таких столкновений блаженные возвращались часто не по мосту, а по воде, как по суху.В Клопском Троицком монастыре подвизался прп. Михаил, почитаемый в народе за юродивого, хотя в его житиях (три редакции) мы и не находим типичных черт юродства. Прп. Михаил был провидцем, в его житиях собраны многочисленные пророчества, по-видимому записывавшиеся иноками Клопского монастыря. Прозорливость св. Михаила выразилась, в частности, в указании места для рытья колодца, в предсказании близкого голода, причем старец просил кормить голодных монастырской рожью. Св. Михаил предсказал болезнь посаднику, ущемлявшему иноков, и смерть князю Шемяке. Предсказывая смерть Шемяке, преподобный старец погладил его по голове, а обещая владыке Евфимию хиротонию в Литве, взял из его рук ширинку (носовой платок) и возложил ему на голову. У прп. Михаила, как и у многих других святых, была особая связь с нашими «меньшими братьями». За гробом игумена он шел в сопровождении оленя, кормя его мохом из своих рук. В то же время, обладая высоким даром Христовой любви к ближним и даже к твари, старец сурово обличал сильных мира сего.Современник прп. Михаила Ростовского юродивый Исидор (ум. 1474) жил на болоте, днем юродствовал, а по ночам молился. Его били, над ним смеялись, несмотря на чудеса и предсказания, заслужившие ему прозвище «Твердислов». И этот юродивый, подобно праведному Прокопию Устюжскому, был «от стран западных, роду римского, языка немецкого». Точно так же другой ростовский юродивый Иоанн Власатый (ум. 1581) был пришельцем с Запада. Иноязычное происхождение трех русских юродивых свидетельствует, что они настолько глубоко пленились Православием, что и форму подвижничества избрали специфически православную.Первым московским юродивым был блаженный Максим (ум. 1433), канонизированный на Соборе 1547 г. К сожалению, житие блаженного Максима не сохранилось. В XVI в. пользовались всеобщей известностью в Москве Василий Блаженный и Иоанн Большой Колпак. Помимо жития св. Василия память народная сохранила и предание о нем. По преданию, Василий Блаженный был в детстве отдан к сапожнику в ученики и тогда уже проявил прозорливость, посмеявшись и прослезившись над купцом, заказавшим себе сапоги: Василию было открыто, что купца ожидала близкая смерть. Уйдя от сапожника, Василий вел в Москве бродячую жизнь, ходил без одежды, а ночевал у одной боярской вдовы. Для юродства Василия характерно обличение общественной несправедливости и грехов различных сословий. Однажды он уничтожил товары на рынке, наказав недобросовестных торговцев. Все его казавшиеся взору обычного человека непонятными и даже абсурдными поступки имели тайный мудрый смысл видения мира духовными очами. Василий кидал камни в дома добродетельных людей и целовал стены домов, где творились «кощуны», так как у первых снаружи видел изгнанных бесов, тогда как у вторых – плачущих Ангелов. Подаренное царем золото он отдал не нищим, а купцу: прозорливому взору Василия открылось, что купец потерял все свое состояние, а просить милостыни стыдился. Питие, поданное царем, юродивый вылил в окошко, чтобы потушить пожар в далеком Новгороде.В разгар опричнины он не боялся обличать грозного царя Ивана IV, за что пользовался в народе огромным моральным авторитетом. Интересно описание обличения Василием Блаженным царя во время массовой казни в Москве. Святой обличил царя в присутствии огромного скопления народа. Народ, молчавший во время казни бояр, в то же время, когда разгневанный царь готовился пронзить юродивого копьем, зароптал: «Не тронь его!.. не тронь блаженного! В наших головах ты волен, а блаженного не тронь!» Иван Грозный вынужден был сдержать себя и отступить. Погребен был Василий в Покровском соборе на Красной площади, который в сознании народа навсегда соединился с его именем. Иоанн Большой Колпак подвизался в Москве при царе Феодоре Иоанновиче. В Москве он был пришельцем. Родом из вологодских краев, он работал водоносом на северных солеварнях. Все бросив и переселившись в Ростов Великий, Иоанн построил себе келью около церкви, покрыл тело веригами и тяжелыми кольцами, выходя же на улицу, всегда надевал колпак, отчего и получил свое прозвище. Иоанн часами мог смотреть на солнце – это было его любимое занятие – помышляя о «праведном солнце». Дети смеялись над ним, но он не сердился на них. Юродивый всегда улыбался, с улыбкой он и прорицал будущее. Незадолго до смерти Иоанн переселился в Москву. Известно, что умер он в мовнице (бане), погребли его в том же Покровском соборе, в котором погребен Василий. Во время погребения блаженного поднялась страшная гроза, от которой многие пострадали. В XVI в. обличение царей и бояр стало неотъемлемой принадлежностью юродства.Яркое свидетельство такого обличения дает летопись о разговоре псковского юродивого Николы с Иваном Грозным. Пскову в 1570 г. грозила участь Новгорода, и юродивый вместе с наместником Юрием Токмаковым предложили псковитянам ставить на улицах столы с хлебом-солью и с поклонами встречать московского царя. После молебна царь подошел к Николаю за благословением, тот поучал его «ужасными словесы еже престати велия кровопролития». Иоанн, несмотря на увещевание, велел снять колокол с колокольни храма Святой Троицы, и в тот же час у него пал лучший конь по пророчеству святого. В сохранившемся предании рассказывается, что Никола поставил перед царем сырое мясо и предложил есть. Когда царь отказался, сказав: «Я христианин, и в пост мяса не ем», Никола ответил ему: «А кровь христианскую пьешь?»Юродивые особенно сильно удивляли иностранцев-путешественников, находившихся в то время в Москве. Один из них писал в 1588 г.: «Кроме монахов, русский народ особенно чтит блаженных (юродивых) и вот почему: блаженные... указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет. Но иногда случается, что за такую дерзкую свободу, которую они позволяют себе, от них тоже отделываются, как это и было с одним, двумя в предшествовавшее царствование, за то, что они уже слишком смело поносили правление царя».Таким образом, юродство на Руси по большей части не подвиг смирения, а форма пророческого служения, соединенного с крайней аскезой. Юродивые обличали грехи и несправедливость, и, таким образом, не мир смеялся над русскими юродивыми, а юродивые смеялись над миром. В XIV-XVI вв. русские юродивые были воплощением совести народа. Почитание народом юродивых привело к тому, что начиная с XVII в. появилось много лжеюродивых, преследовавших свои корыстные цели. Случалось также, что за юродивых принимали и просто душевнобольных людей. Поэтому Церковь всегда очень осторожно подходила к канонизации юродивых.См. Чины святости.
Православие. Словарь-справочник . 2014.