Бесоодержимость

Бесоодержимость
   Состояние человека, являющееся результатом вторжения нематериальных сил зла в повседневную жизнь. Такое состояние традиционно обозначается понятиями «порча», «одержимость», «бесноватость». По вероучению Православной Церкви, бесы (демоны, черти) представляют собой нематериальные сущности, движимые мотивацией безусловного зла. Их происхождение относится к метаисторическому событию, когда определенное число Ангелов (треть, по некоторым святоотеческим толкованиям) во главе с первотварным ангелом Люцифером (лат. «светоносец», одно из имен дьявола) отпало от полноты благости Творца. Попущением Промысла с этого времени зло входит в мир в качестве активного начала, личностно представленного деструктивными, паразитирующими на подлинном творчестве и склонными к обману персоналиями. Их целью является соблазн, искривление духовного пути человеческой личности. Падшие духи в Священном Писании именуются духами нечистыми (см. Мф. 10, 1); духами злобы (см. Еф. 6, 12), бесами и демонами (см. Втор. 32, 17; Лк. 8, 30); согрешившими ангелами (см. 2 Пет. 2, 4); не сохранившими достоинства (см. Иуд. 6); обольстителями (см. 1 Тим. 4, 1). Согласно книге Бытия, зло входит в мир в персонифицированном образе змея-искусителя, как воплощение диавола. В прологе Книги Иова описан диалог Творца с сатаной, чьей целью является искушение праведника с перспективой отчаяния и богоотречения последнего. Сатана получает ограниченную силу, позволяющую ему разрушить земное благополучие и физическое здоровье Иова. Однако праведник, пройдя сквозь глубину страданий, усугубленных отступлением жены и непониманием друзей, остается верным Богу.
   Евангелия свидетельствуют о многочисленных эпизодах изгнания Спасителем бесов из одержимых ими людей.
   В ранних христианских общинах были экзорцисты, обязанность которых состояла в чтении молитв над бесоодержимыми. Элементы экзорцизма – заклинания злых духов – имеют место в литургической жизни Церкви раннего периода. До настоящего времени в чине Таинства Крещения происходит «отречение от сатаны и всех дел его» с символическим «дуновением и плюновением» в сторону, противоположную алтарю православного храма. Отречению от диавола и ритуальным запрещениям воздействия злых сил в Православной Церкви не придается самодовлеющего значения. В Церкви, отторгающей магизм в своих Таинствах, подобные молитвословия не имеют приоритетного статуса или доминирующего характера, их назначение – не постоянная «борьба с диаволом», а продолжение формирования христианина в его сопричастности Церкви. Аналогичным было отношение к «нечистым духам» в среде раннего монашества.
   Напряженно аскетическая духовная жизнь пустынников, несомненно, ставила их на передний край «невидимой брани». Но подвижники более сосредоточены на внутренних помыслах, борьбе со страстями. Бесоодержимость как явление не слишком занимает их. Отношение к духам зла здесь взвешенное, лишенное драматизма и экзальтации. В средние века, особенно в странах Запада, изменяется простое, строгое, «трезвенное» отношение к демонизму, присущее неразделенной Церкви. Пробуждается острый, до патологического привкуса смакования интерес к проявлениям зла. Он совпадает с упадком нравственности и развитием оккультизма в виде расцвета астрологии и алхимии. Это жгучее любопытство окрашено фольклорно-языческими суевериями и являет собой не что иное, как реализацию корыстных, властных, эротических и горделиво «ученых» мотиваций личностей. В России на протяжении многовековой истории не было периодов, аналогичных западным «демонологическим эпидемиям», захватывавшим все слои общества. В Русской Церкви не было отдельного «ведомства» или специально назначенных духовных лиц, в чьи обязанности вменялось бы изгнание бесов.
   Духоносные подвижники, определявшие нравственный импульс российского общества, сохраняли трезвенное святоотеческое отношение к проблеме «демонических овладений». Для них, движимых евангельскими заповедями смирения и любви, бесоодержимость не становилась специфической проблемой или особой точкой отсчета. Прп. Серафим Саровский, видевший всю «гнусность бесовскую», не описывает бесов подробно, но концентрирует свое учение на стяжании Духа Святого, «когда тысячи вокруг тебя спасутся».

Православие. Словарь-справочник . 2014.

Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Бесоодержимость" в других словарях:

  • БЕСООДЕРЖИМОСТЬ — состояние человека, являющееся результатом вторжения нематериальных сил зла в повседневную жизнь. Такое состояние традиционно обозначается понятиями «порча», «одержимость», «бесноватость». По вероучению правосл. Церкви, бесы (демоны, черти)… …   Православная энциклопедия

  • бесоодержимость — ж. Нервно психическое заболевание на религиозной почве, вызванное страхом перед кознями Беса, Дьявола, вселением нечистой силы в человека и характеризующееся бессодержательными выкриками, бурной жестикуляцией, судорожными припадками; кликушество… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • бесоодержимость — бесоодерж имость, и …   Русский орфографический словарь

  • бесоодержимый — I м. разг. Тот, кому свойственна бесоодержимость нервно психическое заболевание на религиозной почве, вызванное страхом перед кознями Беса, Дьявола, вселением нечистой силы в человека и характеризующееся бессодержательными выкриками, бурной… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ДЕМОНОЛОГИЯ — [от греч. δαίμων демон и λόϒος учение], христ. учение о злых духах. Происхождение демонских сил связано с имевшим место в небесных сферах бунтом высшего ангела против Бога. По свидетельству Откровения, этот ангел, являясь творением Божиим,… …   Православная энциклопедия

  • Одержимость — (мед.)         группа особых психических состояний, характеризующихся чувством подчинённости субъекта враждебной и неодолимой (обычно иррациональной) силе (колдовству (См. Колдовство) и т.п.); может быть симптомом психозов (вид Бреда) либо формой …   Большая советская энциклопедия

  • Кликушество — I ср. Нервно истерическое заболевание (обычно у женщин), выражающееся в судорожных припадках, выкриках, причитаниях, взвизгиваниях, бурной жестикуляции. II ср. разг. Крикливое и пристрастное выражение своего мнения. III ср. Нервно психическое… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Массовый психоз — это психическая эпидемия, в основе которой лежит подражаемость и внушаемость. Массовый психоз поражает коллектив или группу людей, в результате чего человек теряет нормальную способность к суждению и нормальный способ суждения, что делает… …   Википедия

  • Эпидемия психическая — – массовые психозы в средние века, описанные, в основном, в Европе, известные также в восточных регионах России, в некоторых других. странах. Обычно имеются в виду истерические психозы (тарантизм, кликушество, бесоодержимость, мерячение и другие… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • БЕСАЛЬСКИЙ — БЕСАЛЬСКИЙ, Конрад (Konrad Biesal ski), ученый, известный своей деятельностью в области борьбы с инвалидностью; род. в 1868 г. в Вост. Пруссии. Окончил в 1894 г. Берлинский ун т. Являясь учеником известного хирурга Кёрте (Korte) и педиатра… …   Большая медицинская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»