- Иоаким и Анна
- (евр. «Яхве воздвигнет») и Анна (евр. «благодать», «милость»)согласно Священному Преданию, родители Девы Марии, чета ближайших предков Иисуса Христа (церк.-слав. «Богоотцы»). В ка-нонических новозаветных текстах Иоаким и Анна не упоминаются. Первоисточник многочисленных преданий об Иоакиме и Анне – раннехристианский апокриф «Рождество Марии», возникший около 200 г., по-видимому, в Египте и получивший впоследствии название «Первоевангелие Иакова». По преданию, Иоаким происходил из колена Иуды, из царского и мессианского рода Давида (будучи, таким образом, родичем Иосифа Обручника), а Анна – из колена Левия, из священнического рода Аарона; в их браке соединилось наследственное преемство царского и священнического сана. Тот и другой сан получал утверждение в их личной праведности ветхозаветного типа. Будучи людьми состоятельными, они треть своих доходов отдавали на жертвоприношения и пожертвования в иерусалимский храм, треть – на дела милосердия и только треть оставляли себе.До преклонных лет, несмотря на все их молитвы, у них не было потомства. Когда Иоаким в очередной раз пришел в храм принести жертву, его прогнали на том основании, что его бездетность – очевидный знак отверженности, а значит, и его жертва неугодна Богу. Глубоко удрученный старец ушел из дому и жил с пастухами, в долгих жалобах оплакивая свое бесплодие среди общего плодородия природы, пока Ангел не велел ему возвращаться к жене, обещав рождение младенца; то же обещание получила по молитве и Анна. Радостная встреча постаревших супругов у Золотых ворот Иерусалима – излюбленная тема живописи Средних веков и Возрождения. Иоаким и Анна три года воспитывали родившуюся дочь. Византийская иконографическая традиция знает изображения этой четы, склонившейся над Марией, которая делает свой первый шаг, – мотив, имеющий источником тот же апокриф. Затем по обету родители посвятили Марию Богу и отдали в храм.Отношения Иоакима и Анны – воплощение наиболее полной чистоты в браке, выражение христианской мистики брака, отмеченное печатью чуда. В православной иконографииБогоотцы Иоаким и Анна изображаются в иконе Рождества Пресвятой Богородицы с житийными клеймами и в иконе Введения во храм Пресвятой Богородицы.♥ Православная Церковь особо чтит память Иоакима и Анны 9 (22) сентября.
Православие. Словарь-справочник . 2014.