Катафатическое богословие
- Катафатическое богословие
(греч. «положительное»)
богословие, которое, в отличие от апофатического, описывает Бога посредством положительных определений. Религиозно-духовное основание катафатического богословия дается чудом Боговоплощения, ибо оно есть Откровение, в котором Бог в Лице Своего Сына открывает Себя миру как Отца Небесного, как Всевышнюю Силу любви, красоты, всякого блага и спасения. Однако первенство апофатического принципа в православном богословии не позволяет замыкать человеческий ум даже в самых возвышенных и утонченно-символических представлениях о Боге. Эти представления лишь отчасти выражают природу Высочайшего Существа весьма условным и внешним образом. Поскольку Бог неисчерпаем нашими определениями, то катафатическое богословие в конечном счете призвано дать не знание собственно Божественной природы, но образы, символы, идеи, способные обратить нашу духовную интуицию и наш разум к практике мистического созерцания, превосходящего всякое рациональное ведение, и, стало быть, не противоречит апофатическому, а, наоборот, способствует углублению изначального православного апофатизма.
Православие. Словарь-справочник .
2014.
Смотреть что такое "Катафатическое богословие" в других словарях:
Катафатическое богословие — (от греч. καταφατικός, «утверждающий») совокупность теологических принципов, постулирующая познание Бога через понимание того, чем, или вернее, кем Он является. Содержание 1 Иудаизм 2 … Википедия
катафатическое богословие — КАТАФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ (от греч. kataphatikos утвердительный) система раскрытия и обоснования христианского вероучения, система знания о Боге (Троице), формируемая посредством позитивных утверждений на основе заключений по аналогии.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Катафатическое богословие — (катафатизм) позит., утвердит. путь познания Бога, в отличие от апофатич. и в дополнение к нему. Такое различение проводится в Ареопагитиках . К. Б. это положит. определения Божества или имена Бога, к рый, как источник и нач. всего, всеименен .… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
БОГОСЛОВИЕ — [греч. θεολογία]. Понятие христ. «Б.» включает в себя: 1) практику богообщения, подразумевающую веру и молитвенное устремление к Богу как к предмету веры, упования и любви, и деятельность в соответствии с верой. В этом смысле Б. может пониматься… … Православная энциклопедия
Богословие эстетическое — условное название всей сферы библейских идей, понятий, проблем, образов, имеющих непосредственное отношение к миру искусства, а также всех тех художественноэстетических ценностей, которые так или иначе связаны с библейской проблематикой и… … Эстетика. Энциклопедический словарь
Богословие — обозначение христ. научных дисциплин, имеющих своим предметом Бога, Богооткровение, Божественное домостроительство, различные аспекты жизни церкви: догматическое (систематическое) Б., основное (апологетическое), библейское, нравственное,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
АПОФАТИЧЕСКОЕ (ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ) БОГОСЛОВИЕ — [от греч. ἀποφάσκω отрицать], в узком смысле метод дискурсивного богопознания, при к ром в описании свойств Бога, как абсолютно трансцендентного творению, исключаются все тварные атрибуты, а также указывается на необходимость употребления… … Православная энциклопедия
Апофатическое богословие — (греч. αποφατικος «отрицающий»), или негативная теология богословский метод, заключающийся в выражении сущности Божественного путем последовательного отрицания всех возможных его определений как несоизмеримых ему, познании Бога через… … Википедия
апофатическое богословие — АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ (от греч. ароphatikos отрицательный) «отрицательное» (или мистическое) богословие, система раскрытия и обоснования истин христианского вероучения, сложившаяся к 6 в. и получившая распространение преимущественно на … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
«АРЕОПАГИТИКИ» — [лат. Сorpus Areopagiticum Ареопагитский корпус], собрание богословских текстов на греч. языке, приписывавшееся св. Дионисию Ареопагиту. Проблема авторства Сборник, получивший название «А.», до нач. VI в. не был известен. Впервые вслед за Севиром … Православная энциклопедия