Анафема

Анафема
(семит. «херем» – «отделять», «оставлять исключительно для религиозного употребления»)
   заклятие, отлучение. В русском переводе Библии слово «херем» переводится в Ветхом Завете – заклятие, а в Новом Завете – анафема. В самых древних текстах обычай заклятия, свойственный израильскому народу и его соседям, не просто уничтожение побежденного врага, но одно из религиозных правил священной войны. Для того чтобы достичь победы, Израиль, который ведет брань Божию, налагает заклятие на добычу и таким образом отказывается извлекать из нее выгоду и налагает на себя обет посвятить ее Богу (см. Чис. 21, 2; Нав. 6). Это посвящение выражается в полном уничтожении добычи: как живых существ, так и материальных предметов. Неисполнение его наказывается (см. 1 Цар. 15), так же как и его кощунственное нарушение, которое может оказаться причиной поражения (см. Нав. 7). В действительности применение такого заклятия было довольно редко. Большая часть ханаанских городов была просто занята Израилем (см. Нав. 24, 13; Суд. 1, 15), например Газер (см. Нав. 16, 10; 3 Цар. 9, 16), Иерусалим (см. Суд. 1, 21; 2 Цар. 5, 6). Некоторые из них заключили даже союз с Израилем, например Гаваон (см. Нав. 9) и Сихем (см. Быт. 34).
   Составители Второзакония знали, что во время завоевания заклятие не применялось (см. Суд. 3, 1-6; 3 Цар. 9, 21). Однако они его утвердили как общий закон, чтобы противостоять искушениям, которые представляла собой для Израиля ханаанская религия, и вновь утвердить святость избранного народа (см. Втор. 7, 1-6). Отсюда определенный систематизм в истории завоеваний: религиозная установка, утверждавшая абсолютную власть Бога Израиля над Святой Землей и ее обитателями, переносилась и в прошлое. Развитие понятия «херем» привело к обособлению двух заключавшихся в нем смысловых элементов: с одной стороны, разрушение и наказание за неверность Господу (см. Втор. 13, 13- 18; Иер. 25, 9); с другой – посвящение Богу человеческого существа или предмета без всякой возможности выкупа (см. Лев. 27, 28; Чис. 18, 14).
   В Новом Завете ни о какой священной войне, ни о заклятии врагов не может быть и речи. Но слово сохраняется со значением проклятия. В устах иудеев в клятвенных формулах (см. Мк. 14, 71; Деян. 23, 12) оно имеет значение призыва проклятия против самого себя в случае нарушения клятвы. У апостола Павла это формула, которая выражает суд Божий над неверными (см. Гал. 1, 8; 1 Кор. 16, 22). Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа (1 Кор. 16, 22), – говорит Павел. Когда он же говорит: Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования (Рим. 9, 3-4), он уточняет, что анафема для христианина – это отлучение от Христа.

Православие. Словарь-справочник . 2014.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Анафема" в других словарях:

  • АНАФЕМА — (греч. anathema, от ana далеко, и tihein ставить). 1) отлучение от церкви; 2) в просторечии: проклятие. 3) как бранное слово. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНАФЕМА 1) проклятие, отлучение от… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • анафема — См. проклятие предавать анафеме... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. анафема проклятие, херем, отлучение Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • АНАФЕМА — (греческое anathema), в христианстве церковное проклятие, отлучение от церкви …   Современная энциклопедия

  • АНАФЕМА — (греч. anathema) в христианстве церковное проклятье, отлучение от церкви …   Большой Энциклопедический словарь

  • Анафема — см. Заклятие …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • АНАФЕМА — АНАФЕМА, анафемы, жен. (греч. anathema). 1. только ед. Отлучение от церкви (церк.). Предать кого нибудь анафеме. || Проклятие (книжн. устар.). «Зачем анафемой грозите вы России?» Пушкин. 2. Проклятый, негодяй (прост. бран.). «Есть же такие… …   Толковый словарь Ушакова

  • АНАФЕМА — АНАФЕМА, ы, жен. 1. В христианстве: церковное проклятие за грехи против церкви, за поношение веры. Предать анафеме вероотступника. 2. Употр. как бранное слово (прост.). Сгинь с глаз моих, а. ты этакая. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… …   Толковый словарь Ожегова

  • АНАФЕМА — жен., греч. церковное проклятие, отлучение от церкви, отвержение обществом верующих; | ·об. брань, проклятие. Анафемствовать кого предавать анафеме; анафемить, ругать, проклинать, желать зла и гибели. Анафемщик муж. анафемщица жен. ругатель,… …   Толковый словарь Даля

  • Анафема — С древнегреческого: Anathema. Церковный термин древнегреческого происхождения, означающий отлучение от Церкви, церковное проклятие. Люди, отлученные от Церкви, фактически подвергались остракизму, то есть изгнанию из привычного им общества… …   Словарь крылатых слов и выражений

  • АНАФЕМА — АНАФЕМА, СССР, Ленфильм, 1960, ч/б, 45 мин. Религиозная драма. По мотивам одноименного рассказа А.Куприна. Россия, 1900 год. Дьякон Олимпий, ранее ничем не выделяющийся среди служителей церкви, вдруг начинает проявлять интерес к светской… …   Энциклопедия кино

  • Анафема — (греч. anathema) отлучение от церкви. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 …   Энциклопедия культурологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»