Моисей

Моисей
(евр. «взятый из воды»)
   вождь и законодатель еврейского народа, пророк и первый священный бытописатель. Он родился в Египте за 1574 или за 1576 лет до Р.Х. и был сыном Амрама и Иохаведы. Когда Моисей родился, его мать скрывала его от общего избиения, по приказанию фараона, еврейских младенцев мужского пола. Но когда скрывать больше не было возможности, она вынесла его на реку Нил и положила в корзине у берега реки в тростник, причем сестра Моисея издали наблюдала, что с ним будет. Дочь фараона Египетского вышла на реку купаться, увидала корзину, услыхала плач ребенка, сжалилась над ним и решилась сохранить ему жизнь. Таким образом взятый из воды, он, по предложению сестры Моисея, был отдан на воспитание своей матери. Когда же младенец подрос, мать представила его дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, а, находясь в царском дворце, был научен всей египетской премудрости (см. Исх. 2, 1-10; Деян. 7, 19-22). По преданию, Моисей был военачальником египетского войска. Несмотря, однако, на выгодное положение при фараоне, Моисей, по слову апостола, лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища (Евр. 11, 24-26). Когда ему исполнилось 40 лет, он решил посетить братьев своих, сыновей Израилевых. Тут увидел он тяжкие работы их и то, как много терпят евреи от египтян. Однажды он вступился за еврея, которого бил египтянин, и в пылу схватки убил его, причем, кроме обиженного еврея, никого не было рядом. На другой день он увидал ссорящихся между собой двух евреев и стал убеждать их, как братьев, жить в согласии. Но обижавший ближнего оттолкнул его: кто тебя поставил начальником и судьею над нами? – сказал он. – Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина? (Деян. 7, 23-28). Услышав это, Моисей из опасения, что слух об этом может дойти до фараона, убежал в землю Мадиамскую. В доме одного из мадиамских князей Иофора он остался жить, женился на его дочери Сепфоре и провел здесь 40 лет. Однажды Моисей пас стадо своего тестя, прошел со стадом далеко в пустыню и пришел к горе Хорив (см. Исх. 3, 1). Он увидел здесь необыкновенное явление: терновый куст весь в пламени, горит и не сгорает. Приблизившись, он услышал голос Господа из средины куста, повелевавший ему снять обувь с ног своих, так как место, на котором он стоял, есть земля святая. Моисей поспешно снял обувь и от страха закрыл лицо свое. Затем ему дано было повеление Божие идти к фараону для освобождения израильтян. В помощника же Моисею Господь указал брата его Аарона.
   Моисей отправился со своим братом Аароном к фараону и от имени Иеговы просил его отпустить евреев из Египта на три дня для принесения жертв в пустыне. Упорство фараона навлекло на страну семь так называемых казней египетских, из которых последней было избиение Ангелом в одну ночь всех первенцев египетских. Эта страшная казнь сломила наконец упорство фараона. Он дозволил евреям выйти из Египта в пустыню на три дня на молитву и взять свой скот и мелкий, и крупный. Евреи вышли из Египта. В третий месяц по исходе из Египта они подошли к горе Синай. На третий день по повеленью Божию народ поставлен был Моисеем около горы, в некотором расстоянии от нее, со строгим запрещением не подступать к ней ближе известной черты. Утром на третий день раздались удары грома, стала сверкать молния, раздался сильный трубный звук, гора Синай вся дымилась, потому что Господь в огне сошел на нее и дым восходил от нее, как дым от печи. Так ознаменовалось присутствие Божие на Синае. И в это время Господь перед всем народом изрек десять заповедей Закона Божьего. Затем Моисей взошел на гору, принял от Господа законы относительно церковного и гражданского благоустройства и, когда сошел с горы, сообщил все это народу и все написал в книгу. Затем по окроплении народа кровью и прочтении книги Завета Моисей снова по повелению Божию взошел на гору, провел там сорок дней и сорок ночей и получил подробные наставления от Бога о сооружении скинии и жертвенника и обо всем, что касается богослужения, в заключение же две каменные скрижали с начертанием на них десяти заповедей (см. Исх. 20).
   После возвращения с горы Моисей увидел, что народ, предоставленный самому себе, впал в страшное преступление идолослужения перед золотым тельцом, боготворимым в Египте. В пылу негодования он бросил скрижали из рук своих и разбил их, а золотого тельца сжег на огне и пепел рассыпал по воде, которую дал пить. Кроме того, по повелению Моисея, пало в тот день от меча сыновей Левииных три тысячи человек, главнейших виновников преступления. После этого Моисей поспешил опять на гору умолить Господа простить народу его беззакония и снова пробыл там сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, и Господь простил народ. Возбужденный этой милостью, Моисей имел дерзновение просить Бога высочайшим образом явить ему славу Свою. И вот еще раз было велено ему взойти на гору с приготовленными скрижалями, и он снова провел там 40 дней в посте. В это время Господь сошел в облаке и проходил перед ним Своей славою. Моисей в благоговении пал на землю. Отсвет славы Божией отразился на его лице, и, когда он сошел с горы, народ не мог смотреть на него, поэтому он носил покрывало на своем лице, которое снимал, когда являлся пред Господом.
   Дальнейшее странствование их сопровождалось многочисленными искушениями, ропотом, малодушием и гибелью народа, но вместе с тем оно представляло непрерывный ряд чудес и милосердия Господа к Своему избранному народу. Сорок лет странствовали евреи по пустыне, и почти все вышедшие из Египта умерли.
   С наступлением сорокового года по выходе из Египта они являются в Кадесе, в пустыне Син на границе земли Идумейской. Здесь по недостатку воды народ снова возроптал на Моисея и Аарона, которые обратились с молитвой к Господу. Господь внял молитве и приказал Моисею и Аарону собрать общество и с жезлом в руках приказать скале дать воду. Моисей ударил в скалу жезлом дважды, и потекло много воды. Но так как в этом случае Моисей, как бы не доверяя одному своему слову, ударив жезлом, поступил вопреки воле Божьей, то за это он и Аарон осуждены были умереть вне земли обетованной (см. Чис. 20, 1-12).
   Моисей умер на горе Нево, увидав издали показанную ему Господом землю обетованную, 120 лет от роду. Тело его погребено в долине близ Веффегора, но никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор. 34, 6).

Православие. Словарь-справочник . 2014.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Моисей" в других словарях:

  • Моисей — (משֶׁה Моше) скульптура Микеланджело Еврейский законодатель, сплотивший …   Википедия

  • МОИСЕЙ — со скрижалями Завета. Картина 15 в. (13 в. до н.э.?), в еврейской Библии, пророк, который вывел израильтян из Египта, где они пребывали в рабстве; через Моисея Бог сообщил свой Закон, содержащий условия союза завета Бога с Израилем, заключенного… …   Энциклопедия Кольера

  • Моисей — я, муж.; прост. к Мосей2, я.Отч.: Моисеевич, Моисеевна; разг. Моисеич.Производные: Моисейка; Мося; Мосейка; Мосяка; Моня; Монюка; Муля; Муня; Муся.Происхождение: (Др. евр. личное имя Mose (еврейский законодатель))Именины: 27 янв., 7 февр., 8… …   Словарь личных имен

  • МОИСЕЙ — Моше (евр. môðeh; этимология неясна, наиболее распространённые объяснения исходят либо из различных грамматических форм евр. глагола mašah, «вытаскиваю» ср. народную этимологию в самой Библии, Исх. 2, 10, либо из коптск. mоse, «дитя», входящего в …   Энциклопедия мифологии

  • Моисей — высекает своим жезлом воду из скалы. Мозаика. Моисей высекает своим жезлом воду из скалы. Мозаика. Моисей в преданиях иудаизма первый пророк Яхве, учащий еврейские племена его религии. С Моисеем как вождём этих племён Библия связывает их исход из …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Моисей — родился и получил образование в Египте во время пребывания евреев в египетском рабстве (его воспитывала дочь фараона). Моисея возмущало положение евреев в Египте. Однажды в приступе гнева он убил египетского надсмотрщика, избивавшего… …   Подробный словарь библейских имен

  • Моисей — Моисей. Скульптура Микеланджело. Капитолийский музей. Рим. МОИСЕЙ, в преданиях иудаизма первый пророк Яхве, учащий еврейские племена его религии. С Моисеем как вождем этих племен Библия связывает их исход из Египта в Ханаан (Палестину), в ходе… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Моисей — М о ш е (евр. mose; этимология неясна, наиболее распространенные объяснения исходят либо из различных грамматических форм евр. глагола niasa, «вытаскиваю» срв. народную этимологию в самой Библии, Исх. 2:10, либо из коптск. mose, «дитя», входящего …   Энциклопедия культурологии

  • МОИСЕЙ — МОИСЕЙ, в преданиях иудаизма первый пророк Яхве, учащий еврейские племена его религии. С Моисеем как вождем этих племен Библия связывает их исход из Египта в Ханаан (Палестину), в ходе которого реализуется союз ( завет ) между Яхве и его народом …   Современная энциклопедия

  • МОИСЕЙ — в Библии предводитель израильских племен, призванный богом Яхве вывести израильтян из фараоновского рабства сквозь расступившиеся воды Чермного (Красного) м.; на горе Синай Бог дал Моисею скрижали с 10 заповедями . У иудеев, христиан и мусульман… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Моисей — (евр. Моше, выводящий , извлекающий ), величайший из пророков, к рому Господь повелел вывести израильтян из Египта и при посредстве к рого был заключен Синайский завет и дарованы заповеди Торы. I. Имя М. было наречено ему матерью Иохевед (в Синод …   Библейская энциклопедия Брокгауза


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»