- Николай II
- (Романов; 1868-1918)страстотерпец, последний Российский император. Николай II был старшим сыном императора Александра III и его супруги императрицы Марии Федоровны. Родился 6 мая в день св. прав. Иова Многострадального, на престол взошел 14 мая 1896 г. Получил хорошее домашнее образование – знал несколько языков, изучил русскую и мировую историю, глубоко разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком. Супругой Николая Александровича стала принцесса Алиса Гессенская, внучка английской королевы Виктории (см. Александра Федоровна). В царской семье родились четыре дочери (Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия) и наследник Российского престола цесаревич Алексей.Император уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал на постройку новых храмов. За годы его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, было открыто более 250 новых монастырей. В царствование императора Николая II церковная иерархия получила возможность подготовить созыв Поместного Собора, дотоле два века не созывавшегося. Личное благочестие государя проявилось и в канонизации святых. В годы его царствования к лику святых были причислены прп. Серафим Саровский, свтт. Ермоген Московский, Феодосий Черниговский, Иоасаф Белгородский, Питирим Тамбовский и Иоанн Тобольский. Императорская чета отличалась глубокой религиозностью. Религиозным духом было проникнуто и воспитание детей императорской фамилии. Все ее члены жили в соответствии с традициями православного богочестия. Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни, говение во время постов были неотъемлемой частью их быта.Император Николай II высоко чтил св. прав. отца Иоанна Кронштадтского. После его блаженной кончины царь повелел совершать всенародное молитвенное поминовение почившего в день его преставления.2 марта 1917 г. представители Государственной Думы и предатели из высшего военного командования убедили Николая II во имя блага России отречься от престола. «Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину», – говорил государь. Он принял свой крест так же, как библейский праведник Иов, перенес все ниспосланные ему испытания твердо, кротко и без тени ропота. Именно это долготерпение с особенной ясностью открывается в истории последних дней императора. Арестованную Временным правительством семью государя отправили 1 августа 1917 г. в Тобольск. Утешение и кротость в перенесении скорбей царственным узникам давали молитва, чтение духовных книг, богослужение, причащение. После Октябрьской революции их заключили в дом Ипатьева в Екатеринбурге. Условия жизни здесь были гораздо тяжелее, чем в Тобольске. Спать приходилось на полу, без кроватей. Постоянно продолжались издевательства охраны. Вера заключенных поддерживала их мужество, давала им силу и терпение в страданиях. Все они понимали возможность скорого конца. В почти полной изоляции от внешнего мира, окруженные грубыми и жестокими охранниками, узники Ипатьевского дома проявляют удивительное благородство и ясность духа. В одном из писем княжны Ольги Николаевны есть такие строки: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. императорская семья была расстреляна. Вскоре после того как было объявлено о расстреле государя, Святейший Патриарх Тихон благословил архипастырей и пастырей совершать о нем панихиды. Сам Святейший 8 (21) июля 1918 г. во время богослужения в Казанском соборе в Москве сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший государь Николай Александрович... Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней». Почитание царской семьи, начатое уже Святейшим Патриархом Тихоном, продолжалось – несмотря на господствовавшую идеологию – на протяжении нескольких десятилетий советского периода нашей истории.Многие священнослужители и миряне втайне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев, членов царской семьи.В Синодальную Комиссию по канонизации святых поступали обращения правящих архиереев, клириков и мирян в поддержку канонизации царской семьи. К моменту прославления царственных мучеников накопилось огромное количество свидетельств об их благодатной помощи – об исцелениях больных, соединении разобщенных семей, о мироточении икон с изображениями императора Николая и царственных мучеников. Прославлению императора Николая II и членов его семьи предшествовала длительная кропотливая исследовательская работа. Окончательное решение о канонизации состоялось на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. на основании доклада Владыки Ювеналия. Собор прославил царственную семью в лике святых страстотерпцев.♥ Память 4 (17) июля.
Православие. Словарь-справочник . 2014.