- Освящение храма
- обряд, которому подлежат все вновь построенные или оскверненные храмы (оскверненным считается храм, в котором произошло убийство человека или который использовался в качестве помещения для иных целей, помимо православного служения Богу, а также храмы с ранее поврежденным или перенесенным на другое место престолом. Право на освящение принадлежит архиерею. По благословению архиерея храм может быть освящен также священником при наличии освященного заранее архиереем антиминса.В чинопоследовании освящения храма имеются элементы, сближающие его с Таинствами Крещения, Миропомазания, Брака и Священства. Накануне освящения полагается всенощное бдение, во время которого священнослужители находятся только в средней части храма перед иконостасом, где ставится стол со священными предметами, необходимыми для нового храма. В день освящения сначала совершается молебен с водосвятием, затем архиерей и священнослужители надевают поверх священнических облачений запон. Если присутствует архиерей, то читаются архиерейские молитвы на освящение, в алтарь переносится стол со священными предметами. Затворяются Царские врата и начинается утверждение престола. На деревянное основание прибивается четырьмя гвоздями верхняя часть престола. После утверждения открываются Царские врата, совершается коленопреклоненная молитва о ниспослании Святого Духа на созданный храм. Затем совершается освящение престола. На него возливается трижды вода со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь» (это связывается с Таинством Крещения), престол вытирается. Затем крестообразно возливаются смешанные вино и «родостамна» (вода с добавками ароматических веществ), символизирующие кровь, пролитую Христом на Кресте, и воду, истекшую из Его ребра (на престоле должна будет возобновляться Голгофская жертва). Затем престол вытирается насухо губкой, совершается помазание его святым миром. Если освящается антиминс, то то же самое проделывается и с ним. После этого следует облачение престола. На него надевается нижняя одежда, называемая «катасаркой» (греч. – «приполотие», т.е. ближайшая к телу одежда), или «срачицей» (сорочкой), затем престол обвязывается вервием (веревкой) и покрывается праздничной одеждой, называемой «индитией» (греч. – «одежда»).Затем украшается жертвенник, но, т.к. на нем будет происходить лишь приготовление к Таинству Евхаристии, он не освящается подобно престолу, а лишь его одежды окропляются святой водой.Затем снимаются запоны, открываются Царские врата и начинается освящение храма. Совершается крестный ход внутри храма, во время которого стены окропляются святой водой и помазываются святым миром. Архиерей возжигает первый свет в алтаре на горнем месте, от него зажигаются свечи по всему храму, архиерей берет на голову дискос со святыми мощами, лежавший до этого перед образом Спасителя, и совершается крестный ход вокруг храма (или, если мощи находятся в соседнем храме, крестный ход совершается сначала за ними, а затем – вокруг нового храма). Если служба совершается без архиерея, то предстоятель берет лежавший до этого перед образом Спасителя на дискосе антиминс, кладет его на голову и совершает крестный ход с ним. При этом поются тропари «Святии мученицы...» и «Слава Тебе, Христе Боже...», которые звучат также во время обхождения вокруг престола при совершении Таинства Священства и во время обхождения вокруг аналоя при совершении Таинства Брака. Затем, придя к западным вратам храма, певцы входят внутрь и затворяют двери. Архиерей или, при совершении чина освящения без архиерея, предстоятель возглашает: «Возмите, врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певчие спрашивают: «Кто есть Сей Царь Славы?» Вопрос и ответ повторяются, потом архиерей или предстоятель читает молитву, в которой просит Бога призреть на освящаемый храм и утвердить его «непоколебимым до скончания века» для приношения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице, затем про себя читает молитву входа, в которой просит, чтобы вместе с входом священнослужителей вошли в храм и Ангелы. После этого отвечает на ранее заданный вопрос хора: «Господь Сил, Той есть Царь Славы!», и все входят в храм. Архиерей идет в алтарь, часть святых мощей полагается в антиминс. При службе без архиерея предстоятель идет в алтарь и кладет на престол антиминс. Затем на антиминс кладется Святое Евангелие и совершается коленопреклоненная молитва, храм осеняется с четырех сторон троекратно крестом, и все прикладываются к кресту. После этого совершаются часы и Божественная литургия.
Православие. Словарь-справочник . 2014.