- Пасха Новозаветная
- высочайший, радостнейший и вместе с тем древнейший христианский праздник – Воскресение Христово. В событии крестной смерти и воскресения Господа из мертвых заключается основание и средоточие всего христианства. Этим событием апостолы начали свою проповедь, на нем все основывали и в нем все соединяли (см. Деян. 2, 22-24; 3, 12-26; 4, 10-12). Вокруг событий смерти и воскресения Спасителя у апостола Павла группируются все высочайшие догматы нашей веры и все высшие наши надежды (см. 1 Кор. 15). Праздновать Пасху заповедали апостолы. Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою... но с опресноками чистоты и истины (1 Кор. 5, 7-8). С первых же времен христианства, как видно из Постановлений и Правил апостольских, праздновались неделя страданий и неделя Воскресения Господа, причем определено и само время празднования – после весеннего равноденствия, но не с иудеями. Возникшие споры о времени празднования Пасхи прекратил I Вселенский Собор, постановивший всем христианам праздновать Пасху в 1-й воскресный день после весеннего равноденствия и 1-го мартовского полнолуния (см. Пасхалия).Особенности, соединяемые с этим праздником, весьма древнего происхождения. Обычай целовать друг друга (христосоваться) есть подражание древнему лобзанию мира и святой любви (см. Рим. 16, 16), причем верующие уподобляются ученикам Христовым, беседовавшим друг с другом о воскресшем Господе. Обычай дарить красные яйца ведет начало от Марии Магдалины, которая, по вознесении Господнем, пришла в Рим для проповедования Евангелия и, представ перед императором Тиверием, подала ему красное яйцо со словами «Христос воскресе» и таким образом начала свою проповедь. Яйцо – символ жизни, красный цвет – кровь Христа, даровавшего Своим воскресением жизнь вечную. Празднование Пасхи в Православной Церкви отличается особенной торжественностью. В храмах при открытых Царских вратах в продолжение всей пасхальной недели божественные службы совершаются в светлых облачениях, причем чтение Псалтири прекращается и слышится только одно пение; во всех песнопениях святой Пасхи повторяется одна радостная песнь о воскресшем Христе и о победе Его над адом и смертью и нашем избавлении через Него от греха, проклятия и смерти. В течение всех семи дней праздника колокольный звон завершает церковное торжество Пасхи.
Православие. Словарь-справочник . 2014.