- Праздники ветхозаветные
- В Ветхозаветной Церкви праздничные дни были указаны и узаконены самим Богом. Важнейшие из них следующие. Суббота – по выражению раввинов, царица праздников. Праздновать субботу установлено потому, что Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от дел творения. Пасха и праздник опресноков, установленный в память избавления евреев от плена и рабства египетского. Пятидесятница, называемая праздником седмиц и праздником жатвы, в 50-й день после Пасхи установлена в память синайского законодательства для принесения благодарения Богу за новые плоды земные. Праздник Труб, служивший началом нового еврейского года, начинавшегося в первый день осеннего месяца тисри. День Очищения – в 10-й день месяца тисри, праздник, в который первосвященник однажды в год входил в Святое Святых с кровью жертвенного животного и кропил над очистилищем для очищения грехов народа. Праздник Кущей – в 15-й день седьмого месяца, в воспоминание странствования евреев в пустыне, когда они, останавливаясь, жили в палатках. Новомесячие – начало каждого нового месяца – возвещалось звуком труб и освящалось жертвоприношениями, что показывало евреям, что Бог есть начало всего и что все к Нему должно возвращаться. Особенным празднеством для евреев был субботний год. Каждый седьмой год по Закону Моисееву должен был считаться священным (см. Исх. 23, 10-12). В этот год прекращалось земледелие, прощались долги должникам, всенародно читался Закон, самородные плоды делались общим достоянием для всех по всей земле. Еще более торжественным и радостным празднеством был год юбилейный, или пятидесятый (см. Лев. 25, 8-13). Кроме предписаний субботнего года, в юбилейный год объявлялась свобода на земле всем ее жителям, возвращались наследственные земли потерявшим их владельцам. Впоследствии к великим праздникам были присоединены еще следующие: праздник Пурим – в 14-й и 15-й день адара, установленный в память избавления евреев от гибели, уготованной им Аманом (см. Есф. 9); праздник Дровоношения, т.е. доставления дров для храма, установленный Неемией (см. Неем. 10, 34; 13, 31); праздник Обновления храма, установленный Иудой Маккавеем (см. 1 Мак. 4, 59; Ин. 10, 22), а также праздник, установленный в память победы, одержанной Иудой над Никанором (см. 1 Мак. 7, 49), и праздник, установленный в память взятия и очищения Иерусалимской крепости первосвященником Симоном Маккавеем (см. 1 Мак. 13, 52).
Православие. Словарь-справочник . 2014.