- Светильник
- приспособление для возжжения в храмах во время богослужения елея или восковых свечей. Первый обычно называют лампадой, а второй- подсвечником. Начало употребления их в христианской Церкви во время богослужения современно обычаю возжигать свечи и масло.В древней Церкви лампады изготовлялись из обожженной глины, бронзы, серебра и других твердых материалов и имели разнообразную форму, насчитывая от одного до нескольких десятков горящих фитилей. В последнем случае чаще всего они получали форму венца или круга. Они укреплялись на подножиях или подвешивались на металлических цепочках перед священными изображениями в знак молитвенного возгорания, возникающего в сердце у христианина, который обратил свой взор на святую икону. Светильники второго рода – свечники, или подсвечники, по числу свечей разделяются на односвечные, или примикирий, и многосвечные. Двухсвечник и трехсвечник называются соответственно дикирием и трикирием. Они употребляются для епископского благословения и в таинственном смысле знаменуют: первый – два естества, Божественное и человеческое, неслиянно и нераздельно присутствующие в Иисусе Христе; второй – троичность Лиц (Ипостасей) в Боге.Подсвечник для большего числа свечей называется паникадило, или многосвечник. Он также имеет обычно форму круга или многоярусного конуса. Паникадило подвешивается к своду храма и, по выражению св. Симеона Солунского, изображает блеск звезд на небосводе. Число свечей в паникадиле ничем не ограничено. Достаточно указать на то, что св. Константин Великий поставил перед гробницей апостола Петра золотой свечник с пятьюстами светильниками. Но Церковь предпочтительнее относится к сакральным числам: семи, напоминающему о семи Дарах Духа Святого; двенадцати, по числу апостолов; сорока, по числу дней, которые провел Иисус Христос в пустыне. Наконец, встречаются смешанные светильники, состоящие из лампад и свечей.
Православие. Словарь-справочник . 2014.