- Дионисий Ареопагит
- христианский богослов. Дионисий Ареопагит был афинянином, обращенным в христианство апостолом Павлом (см. Деян. 17, 34); по свидетельству Евсевия Кесарийского, позднее он стал первым епископом Афинским. Приблизительно на рубеже V и VI вв., вероятно в Сирии, неизвестным христианским писателем был создан ряд богословских трактатов на греческом языке. Эти сочинения, опирающиеся на библейскую традицию и на традицию философии неоплатонизма, обнаруживают прямую зависимость автора от языческого неоплатоника Прокла. Для большей авторитетности автор издал их под именем Дионисия Ареопагита, жившего в I в. Такие мистификации были нередки в древности, но эта оказалась одной из самых удачных. Корпус сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита включает в себя пять трактатов. В трактате «О божественных именах» автор рассуждает о различных именах и определениях, которые даются в Библии неименуемому Богу, – таких как «Царь царей», «Ветхий днями», «Благой», «Сущий» и «Единый», – и объясняет смысл такого именования. В трактате «О таинственном богословии» он говорит о том, что Бог превосходит все, что человек способен помыслить или выразить словами, и по этой причине Бог выше даже блага, бытия и единства.В трактате «О небесной иерархии» после увлекательных рассуждений о символическом языке, использованном в Библии для описания Ангелов, подробно рассматриваются 9 чинов небесных умопостигаемых сущностей (Ангелов): Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начальства, Архангелы и Ангелы, – каждый из которых сообщает свое знание Бога нижестоящему ангельскому чину. В трактате «О церковной иерархии» описывается жизнь Церкви: Таинства Крещения, Евхаристии и Миропомазания; чины священства – епископский, священнический и диаконский; состояния катехуменов (оглашаемых) и кающихся, просто христиан и монашествующих; погребальные обряды. И наконец, в корпусе из десяти «Писем» развиваются отдельные темы этих трактатов и делается еще одна попытка убедить читателя в том, что их автор – действительно Дионисий Ареопагит, ссылкой на то, что он был свидетелем солнечного затмения, которое произошло в момент распятия Христа. На протяжении тысячи лет аутентичность произведений этого корпуса не вызывала сомнений, что, вероятно, объяснялось не столько ловкостью подлога, сколько привлекательностью изложенного в них учения. В VII в. прп. Максим Исповедник истолковал сочинения Псевдо-Дионисия в ортодоксальном смысле, обеспечив тем самым широкое распространение их как на греческом Востоке, так и на латинском Западе. Однако вопрос об авторстве этих трактатов не столь важен в сравнении с важностью изложенных в них идей. Это прежде всего идея непостижимости Бога, учение о том, что совершенство Бога передается через сложную промежуточную иерархию, и признание символического характера всех словесных определений Бога. Эти идеи не были совершенно оригинальными, однако они получили широкое распространение именно благодаря Псевдо-Дионисию Ареопагиту.
Православие. Словарь-справочник . 2014.