- Дионисий
- (ок. 1440 – после 1503)иконописец, живописец-монументалист. Крупнейший представитель московской школы иконописи конца XV в., автор полностью сохранившегося ансамбля фресок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (ныне на территории Вологодской области). В отличие от других знаменитых иконописцев Древней Руси, Феофана Грека и Андрея Рублева, биографические сведения о которых почти не сохранились, Дионисий представляет собой редкое исключение. И хотя даты рождения и смерти его весьма приблизительны, о творчестве мастера, его работах и заказах известно довольно много. Знатное происхождение, талант и высокие покровители – великий князь и высшие духовные особы – обеспечили самые благоприятные условия для творчества мастера.Первый из серьезных заказов Дионисий получил между 1467 и 1477 гг., когда ему предложили участвовать в росписях церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. Здесь он работал еще не вполне самостоятельно, а под началом мастера Митрофана, которого называют его учителем. Однако уже тогда проявился индивидуальный почерк и яркий талант молодого иконописца. В 1481 г. Дионисий получил новый почетный заказ: вместе с тремя другими мастерами он должен был выполнить иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, для деисусного, праздничного и пророческого чина (рядов иконостаса). С тех пор он заслужил репутацию «мастера преизящного» и олицетворял московскую школу иконописи. Композиции его произведений отличались строгой торжественностью, краски были светлы, пропорции фигур изящно удлинены, головы, руки и ноги святых миниатюрны, а лики неизменно красивы.Как главный мастер, руководитель иконописной артели, для иконостаса Успенского собора Московского Кремля выполнил деисус, иконы праздничного чина и несколько икон пророческого чина; с Дионисием и Митрофаном связывают также фрески старого Похвальского и Петропавловского приделов и фрагменты росписи жертвенника и алтарной преграды в Успенском соборе.Для Вознесенского монастыря Дионисий заново переписал обгоревшую греческую икону «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.). Излюбленный мастером светло-золотистый фон, пурпурный мафорий (одеяние) Богоматери, ее торжественная поза и славословящие Ангелы создали общий величественный строй образа.Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные росписи – фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1495- 1496 гг.). Небольшой по размерам храм Рождества Богородицы расписан сценами из земной жизни Девы Марии. Светлое, радостное настроение объединяет все фрески, прославляющие Деву Марию и ее заступничество за людей перед Господом. Чистые и нежные краски с преобладанием зеленоватого, золотистого и, главное, белого цвета, впервые в древнерусском искусстве получившего здесь самостоятельное звучание, великолепно гармонируют с эмоциональным строем образов.Особой известностью пользуются две парные житийные иконы Дионисия, изображающие митрополитов Петра и Алексия, выполненные для Успенского собора в Московском Кремле. Эти иконы раскрывают новую эстетическую концепцию московской иконописи: удлиненные и словно парящие фигуры, ритмически ровный, мягкий рисунок использованы в них как средство акцентирования духовного начала. Митрополиты представлены в парадных облачениях, в полный рост, положения их фигур и жесты почти симметричны (возможно, иконы висели в соборе друг против друга и потому композиционно перекликались), фигура митрополита Петра лишь слегка сдвинута влево, а митрополита Алексия – вправо. Величественная осанка, красочные одежды, с преобладающим белым цветом, усиливают торжественность и монументальность образов. Работая над большими заказами с сыновьями и подмастерьями, иконописец со временем создал круг своих учеников и последователей. Работы «круга», или «школы», Дионисия отличаются высокими художественными достоинствами. К числу их относятся и произведения сына знаменитого иконописца, Феодосия, выполнившего в 1508 г. росписи стен Благовещенского собора Московского Кремля.
Православие. Словарь-справочник . 2014.